Программка проведения аудита расчетных операций;
Учебные материалы


Программа проведения аудита расчетных операций;



Карта сайта primemister.com

Программа аудиторских процедур по существу составляются ведущими аудиторами (руководителями аудиторских групп) и документируются во "Вспомогательных программах аудита".

Все бланки программ размножаются в необходимом количестве экземпляров и нумеруются в правом верхнем углу в соответствии с номером того подраздела раздела, в котором они будут расположены в аудиторском файле.

При включении в программу аудита аналитических процедур проверки расчетных операций их выполнение и результаты документируются в Бланках "Документирование".

По окончании процесса планирования аудита расчетных операций заполненные бланки проверяются и подписываются руководителем проверки.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений плана аудита. Вносимые в план изменения, а также причины изменений документируются в рабочих документах, а в бланках делается ссылка на эти рабочие документы аудитора.

В зависимости от изменения условий проведения аудита расчетных операций и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих бумагах аудитора.

При аудите операций по расчетным счетам проверяется:

­ наличие уведомления налогового органа об открытии или закрытии банковских счетов;

­ полнота и достоверность банковских выписок, их соответствие первичным денежно-расчетным и платежным документам;

­ наличие штампа банка на документах, приложенных к выпискам;

­ полнота зачисления сданных в банк наличных денег;

­ правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета банковских операций.

Типичной ошибкой в операциях по расчетным счетам является отсутствие разрешительной подписи руководителя на платежных документах.

Практические цели проверки расчетных операций заключаются в установлении:

­ полноты - все ли операции по расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов;

­ существования - существуют ли обязательства по расчетам на дату составления баланса и существенна ли сумма этих обязательств;

­ прав и обязанностей - правомерны и верны ли суммы обязательств по расчетам исходя из трех критериев (формальности, законности и действительности);

­ оценки - оценены ли обязательства по расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов;

­ точности - правильно ли произведены начисления заработной платы и удержания из нее, расчет суточных по командировкам и др., соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета операций;



­ ограничения учетного периода - все ли обязательства по расчетам отражены именно в тех учетных периодах, когда они имели место;

­ представления и раскрытия - все ли обязательства по расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по учету и отчетности.

Система безналичных расчетов - сложный механизм, в основу которого положены специфические принципы. Поэтому важное значение имеет аудиторская проверка расчетных операций. В настоящее время существенно изменились организация и технологии проведения расчетов, а также и акценты в сформулированных принципах.

К такого рода принципам следует отнести:

­ принцип информативности, содержание которого сводится к организации сбора и анализа информации о потребностях клиентов в услугах, предоставляемых благодаря применению тех или иных технологий, и о реальных возможностях организации;

­ принцип целевой ориентации всей совокупности намечаемых мер, слияние в единый "технологический процесс" элементов инновационного проекта (целей и подцелей, ресурсов, организационной структуры, расчета финансовых показателей проекта и функциональных зависимостей этих элементов). В то же время этот принцип включает и обеспечение внутренних нужд организации, и исполнение целевых директив контролирующих организаций;

­ принцип системного подхода, который предполагает четкую взаимосвязь всех составляющих элементов технологии, высокую степень интеграции различных видов работ и участников технологического процесса, централизацию рычагов управления проектом (планирование, контроль, финансирование) на всех этапах его реализации, а также соблюдение последовательности "цели - способы их достижения - ресурсы". Для реализации этого принципа необходимо обеспечить единство стратегии и тактики поведения кредитной организации в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям рынка при одновременном воздействии на его формирование и стимулировании развития;

­ принцип циклического характера процесса разработки технологии, то есть необходимость учета при создании, разработке и внедрении новой технологии возможности адаптации ее к уже используемым банком.

Принцип правового режима проведения расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений определяют необходимость установления единообразия посредством регулирования, базой которого служит комплекс законов и подзаконных актов. Главным регулирующим органом платежной системы является Банк России.

Аудитор проверяет соответствие информации отраженной в журнале – ордере по Учету расчетов с поставщиками и подрядчиками счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"с данными Главной книги.

При принятии к учету товарно-материальных ценностей, работ и услуг в бухгалтерском учете делается запись: Д-т 10, 11, 15, 20, 26 и др., К-т 60; на сумму НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам) - Д-т 19, К-т 60. При обнаружении арифметических ошибок, при получении ценностей не в полном объеме, недолжного качества, несоответствии цен, предусмотренных договором, на сумму претензий, предъявляемых поставщику, в учете делается запись: Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 60; погашение сумм задолженности перед поставщиками - Д-т 60, К-т 51, 52, 55, 66, 67 и др.

Аудитор проверяет правильность отражения курсовых разниц по приобретенным запасам (работам, услугам) после принятия их учет и правильность осуществляемых записей: Д-т 60, К-т 91 или Д-т 91, К-т 60.

Курсовые разницы, возникающие на счете 60, отражаются в составе внереализационных доходов и расходов. Курсовые разницы отражаются следующим образом: Д-т 91, К-т 60 или Д-т 69, К-т 91.

На счете 60 отражают выданные авансы. На суммы выданных авансов в учете делают запись: Д-т 60, субсчет "Авансы выданные", К-т 51, 52, 55 и др., закрытие расчетов с поставщиками и подрядчиками суммами ранее выданных авансов - Д-т 60, К-т 60, субсчет "Авансы выданные".

Особо внимание аудитор обращает на проверку выданные покупателем собственные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей. Принятие на учет этих ценностей отражается записью: Д-т 10, К-т 60; на сумму НДС по принятым товарно-материальным ценностям - Д-т 19, К-т 60; выдача покупателем собственного векселя поставщику - Д-т 60, К-т 60, субсчет "Векселя выданные"; на сумму дисконта по векселю - Д-т 10, 41, 91 и др., К-т 60, субсчет "Векселя выданные". Одновременно при выдаче векселя в учете делается запись: Д-т 009, при оплате векселя - Д-т 60, субсчет "Векселя выданные", К-т 51 и др., списание векселя с забалансового счета - К-т 009. При оплате векселя сумма НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям принимается к вычету: Д-т 68, К-т 19.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При отгрузке товаров (работ, услуг) и предъявлении покупателям расчетных документов в учете делается запись: Д-т 62, К-т 90, 91. При погашении покупателями, заказчиками задолженности: Д-т 51, 52, 50, 57, др., К-т 62. Задолженность покупателей, заказчиков может закрываться путем проведения взаимозачета, расчетов неденежными средствами: Д-т 60, К-т 62.

На суммы положительных курсовых разниц: Д-т 62, К-т 91, отрицательных курсовых разниц: Д-т 91, К-т 62.

Суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, в учете отражаются следующими записями: положительные - Д-т 62, К-т 90, отрицательные - Д-т 62, К-т 90 сторно.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования, приказа руководителя: Д-т 91 или 63, К-т 62, одновременно делается запись: Д-т 007. На забалансовом счете 007 списанная дебиторская задолженность должна учитываться в течение пяти лет. При поступлении денежных сумм по ранее списанной дебиторской задолженности делается запись: Д-т 51, 50, 52, К-т 91 и одновременно К-т 007.

Суммы полученных авансов учитываются по дебету 51, 50 и др., кредиту 62 "Авансы полученные". Закрытие расчетов с покупателями, заказчиками суммами полученных авансов отражается по дебету 62 "Авансы полученные", кредиту 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Организации, выполняющие работы долгосрочного характера, при необходимости могут использовать счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам". В этом случае на стоимость выполненного этапа работ делается запись: Д-т 46, К-т 90, получение предоплаты: Д-т 51, 50, К-т 62 "Авансы полученные". По окончании всей работы в целом: Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", К-т 46. Стоимость полностью законченных работ отражают записью: Д-т 51 и 62 "Авансы полученные", К-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Если в учете покупатель использует свой вексель, то в учете делаются следующие записи. Отгружена продукция, работы, услуги: Д-т 62, К-т 90, 91. От покупателя получен вексель: Д-т 62 "Векселя полученные" К-т 62, одновременно Д-т 008. На разницу между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (работы, услуги), в счет оплаты которых получен вексель: Д-т 62 "Векселя полученные", К-т 91. При погашении векселя: Д-т 51, 50 и др., К-т 62 "Векселя полученные" и К-т 008. Не оплаченные в срок векселя списывают: Д-т 76 "Расчеты по претензиям", К-т 62 "Векселя полученные".



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная